Эссе «Моя педагогическая философия»
Демина Марина Ивановна, музыкальный руководитель МБДОУ Д/С К/В №120.
С готовой, красивой душой навек
Отнюдь не рождается человек,
Ничто ведь само не строится.
Уверен, что скромником и бойцом,
Отзывчивым, умницей, храбрецом
Учатся и становятся!
Эдуард Асадов
Я - Демина Марина Ивановна. По образованию – концертный исполнитель, дирижёр оркестра, преподаватель по классу аккордеона. По профессии – музыкальный руководитель, по призванию – мама. Когда меня, ученицу 10 класса, спрашивали – куда ты пойдешь учиться – я гордо отвечала: «В цирковое училище!». Но познавать искусство, достигать определённые высоты, познавать и учиться жить пришлось под куполом Челябинской Академии Искусства и Культуры. Я и не представляла себе, что течение жизни унесёт меня в детский сад, что работа с детьми, работа музыкальным руководителем детского сада окажется делом моей жизни. Всё к чему я стремилась, чему училась, помогает мне сегодня.
Детский сад – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного. Там нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, там каждый ребёнок – это строитель будущего, там всё время надо торопиться, торопиться успеть, все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, умения, торопиться узнать новое. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их педагогами.
Конечно, главные жители этой страны – это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закаляют» меня и многому учат. Учат принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама. Вот уж сколько лет я работаю с детьми. Это годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Опираясь на свой опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим музыкальным руководителем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать особенности детей и т.д. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравиться учиться. Мой девиз: «Образование через всю жизнь».
В XXI веке среди Европейских стран широкое развитие и популярность получила концепция непрерывного образования – «Образование не на всю жизнь, а образование через всю жизнь». Человек должен постоянно, в течение всей жизни, развиваться и совершенствоваться, получать новые знания. Большую роль в профессиональной подготовке играет самообразование. Особая ценность самообразования – в самостоятельном поисковом размышлении, в свободном усвоении свободно избранной области знания. Выбор новой темы профессионального самообразования – это всегда анализ: Что является проблемой? Насколько она актуальна и, в частности, для меня лично? Что явится результатом? Какова модель специалиста и модель формирования профессиональной компетенций для меня, как личности, как профессионала?
И я тороплюсь. Я хочу. Я хочу быть жадной до знаний, впечатлений, событий, до всего передового. Хочу смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Хочу быть искренней, искренней с собой, с другом, с близким, с далеким. Хочу быть отзывчивой, чтобы не пройти рядом с чужой болью. В той жизни, которую я выбрала сегодня, нужно много терпения, мужества и стойкости.
А ещё нужно просто любить свою работу. “Работа – лучший способ наслаждаться жизнью”, - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой – владеть сердцами своих воспитанников. Мне хочется верить и надеяться, что каждый мой урок - это маленький ноктюрн, когда затрагиваются тонкие струны детских душ, и если они звучат, как единая мелодия, значит, жизнь состоялась.
Я прислушиваюсь к мальчишкам и девчонкам, которые охотно вступают со мной в диалог. Многие рассказывают о себе, и порой у них рождаются такие мудрые мысли, что невольно понимаешь: нам, взрослым людям, есть чему поучиться у наших детей. За годы работы в детском саду я поняла, что видеть жизнь «через розовые очки» тоже иногда бывает полезно. А для этого надо не только встать на место ребёнка, но и почувствовать себя ребёнком, и тогда прописка в стране Детства обеспечена.
Завтра будет новый день. Завтра в музыкальном зале на меня опять будут смотреть глаза. Детские глаза моих воспитанников.
КОМПЛЕКС МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Вид музыкальной деятельности
|
Учебно-методический комплекс
| ||
1. Восприятие:
|
1. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М., 1999.
2. О.П. Радынова. Конспекты занятий и развлечений в 12 частях (2-х томах). – М., 2000.
3. О.П. Радынова «Мы слушаем музыку» комплект из 7 аудиокассет.
4. Портреты русских и зарубежных композиторов
5. Наглядно - иллюстративный материал:
- сюжетные картины;
- пейзажи (времена года);
- комплект «Мир в картинках. Музыкальные инструменты» («Мозаика-синтез»).
6. Музыкальный центр
| ||
Младший дошкольный возраст
|
Старший дошкольный возраст
| ||
2. Пение: музыкально-слуховые представления
|
«Птица и птенчики»; «Мишка и мышка»; «Чудесный мешочек» ; «Курица и цыплята»; «Петушок большой и маленький»; «Угадай-ка»; «Кто как идет?»
|
«Музыкальное лото «До, ре, ми»; «Лестница»; «Угадай колокольчик»; «Три поросенка»; «На чем играю?»; «Громкая и тихая музыка»; «Узнай какой инструмент»
| |
- ладовое чувство
|
«Колпачки»; «Солнышко и тучка»; «Грустно-весело»
|
«Грустно-весело»; «Выполни задание»; «Слушаем внимательно»
| |
- чувство ритма
|
«Прогулка»; «Что делают дети»; «Зайцы»
|
«Ритмическое эхо»; «Наше путешествие ; «Определи по ритму»
| |
Вид музыкальной деятельности
|
Наглядно-иллюстративный материал
| ||
3. Музыкально-ритмические движения
|
1. «Топ-топ. Каблучок» танцы в детском саду 1, 2 части (2 диска) Новоскольцева., Каплунова, Алексеева.
2. «Топ-хлоп, малыши!» диск к программе Сауко, Бурениной.
3. Т.Суворова «Танцевальная ритмика» №1-4 (4 диска)
4. Разноцветны платочки – 50 штук.
5. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, сорока, красная шапочка.
6. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух.
7. Косынки (желтые, красные) – 33 штуки.
| ||
4. Игра на детских музыкальных инструментах
|
Детские музыкальные инструменты:
1. Неозвученные музыкальные инструменты (шумовой оркестр);
2. Ударные инструменты: бубен; барабан ; деревянные ложки; трещотка ; треугольник ;
колотушка ; коробочка; музыкальные молоточки ; колокольчики ;
металлофон (хроматический) ; маракас ; металлофон (диатонический) ; ксилофон ;
3. Духовые инструменты: свистульки ;удочка ; губная гармошка;
4. Струнные инструменты: арфа;цитра.
| ||
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Перечень комплексных программ
|
Программы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
2. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасова и др. – М.: Карапуз, 1997.
3. Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет. / Т.Н. Доронова и др. – М.: Просвещение, 2001.
| |
Перечень парциальных программ и технологий
|
1. Боронина Е.Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.
2. «Камертон» программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
3. «Ладушки» / И. Каплунова, И. Новооскольцева. // Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей. – СПб.: Композитор, 1999.
4. Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений». – М.: «Владос», 1999.
5. Меркулова Л.Р. «Оркестр в детском саду». Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М., 1999.
6. Петрова В.А. «Малыш». Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (третий год жизни). – М.: «Виоланта», 1998.
7. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.)
8. Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001.
9. Тарасова К.В. , Нестеренко Т.В. , Рубан Т.Г. «Гармония». Программа развития музыкальности у детей. – М.: Центр «Гармония», 1993.
10. Трубникова М.А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994.
11. Хазова М.В. «Горенка». Программа комплексного изучения музыкального фольклора. – М.: «Владос», 1999.
| |
Перечень пособий
|
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
2. Дзержинская И.Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 1985 - 160c., нот.
3. Коренева Т.Ф., «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд.центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.: ноты.
4. Куцакова Л.В., Мерзлякова С И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368с.: ил. – («Росинка»).
5. Петрова В.А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.
6. Петрова В.А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003.
7. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-синтез, 2001.
8. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. – 216 с.: ил. – (Воспитание и доп. образование детей)
9. Трубникова М. А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994.
Методическое обеспечение программы Т.Ф. Кореневой «В мире музыкальной драматургии»:
10. Т.Ф. Коренева «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. Пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). –(Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч 1. – 112с.: ноты.
Методическое обеспечение программы В.А. Петровой «Малыш»:
В.А. Петрова МУЗЫКА-МАЛЫШАМ. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.
В.А. Петрова «Мы танцуем и поем». – М.: «Карапуз», 1998.
«Хрестоматия музыкального репертуара» (сост. В. А. Петрова). – М.: Центр «Гармония», 1995.
Пособия для педагогов
Аудиокассеты с записями музыкальных произведений (сост. В. А. Петрова). – М.: ГДРЗ, 1995.
Методическое обеспечение программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»:
О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в двух частях. – М.: «Владос», 1997.
«Баюшки-баю». Методическое пособие. – М.: «Владос», 1995.
Пособия для педагогов
О.П. Радынова «Беседы о музыкальных инструментах». Комплект из 3 аудиокассет с дидактическим альбомом. – М., 1997.
«Мы слушаем музыку». Учебное пособие. Комплект из 6 аудиокассет с методическими рекомендациями (сост. О. П. Радынова). – М.: 1997.
Тютюнникова Т.Э., «Элементарное музицирование с дошкольниками».
Методическое обеспечение технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»:
Алексеева Л.Н. , Тютюнникова Т.Э. «Музыка». Учебно-наглядное пособие «Музыка». – М.: АСТ, 1998.
Методическое обеспечение технологии Е.Железновой
|
Виды музыкальной деятельности в ДОУ.
ПЕНИЕ.
Пение - наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.
Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. У ребенка появляются заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, педагог воспитывает у ребят дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
Перед музыкальным руководителем дошкольного учреждения стоит ответственная задача – научить детей любить песню, дать простейшие певческие навыки.
Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Народные песни вызывают положительные эмоции у ребенка. Иногда при одном только упоминании названия песни лица у детей освещаются улыбками, и они с удовольствием исполняют ее.
Надо расширять репертуар и за счет современных песен, доступность музыки и текста которых способствуют быстрому усвоению мелодии, развивают музыкальность. Это песни композиторов Е. Тиличеевой, Т. Ломовой, Т. Попатенко, Ю. Чичкова, Л. Вихаревой и др.
В процессе разучивания каждой песни решаются нравственные и эстетические задачи. Чем эмоциональнее рассказ о содержании песни, тем сильнее воздействует она на чувства детей. В процессе объяснения желательно подобрать пословицы, поговорки, помогающие глубже осмыслить содержание. Поэтому образная передача поэтического текста является одним из важнейших компонентов выразительного пения.
1. «Музыка – язык чувств»
Чтобы приобщиться к музыкальному искусству, важно самому ребенку пережить эмоциональное содержание музыкального произведения. Дети, слушая музыку, учатся вместе сопереживать чувствам и мыслям, выраженным в пьесах и песнях. Через воздействие на эстетические чувства мы вводим ребенка в область нравственных переживаний, побуждаем их к сознательному отрицанию злого, безобразного и признанию доброго, нравственного.
Мир эмоций ребенка, разумеется, ограничен в своих проявлениях: его радуют и огорчают лишь доступные ему явления жизни. Музыкальные произведения также должны быть доступны его восприятию и отличаться ярким выражением определенного настроения.
2. «О чем рассказывает музыка?»
Реалистическое понимание искусства подсказывает направленность следующего этапа приобщения ребенка к музыке.
Он воспринимает не только эмоциональную окрашенность произведения, а стремится сопоставить его с реальным жизненным явлением, интересуется, о чем рассказывает музыка. Внимание детей привлекается к ярким музыкальным образам и их развитию.
3. «Как рассказывает музыка?»
Сочетая яркую мелодию, выразительные интонации, характерный ритм, гармонию, композитор образным языком музыки выражает свое отношение к окружающему миру. Ребенок знакомится с комплексом выразительных музыкальных средств, ощущая их неразрывную связь с эмоциональным содержанием музыки.
Основная цель, которую ставят педагоги дошкольного воспитания, занимаясь с детьми, - это развитие творческих способностей средствами театрального искусства.
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.
Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщить ребенка к музыке, театру, литературе, живописи.
Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь.
Знакомить детей с театральной куклой можно начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.
Цель работы педагогов в направлении театральной деятельности – сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.
Г. Попова
РИТМИКА.
Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Музыкально-ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. А это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность.
В раннем детстве музыкально-ритмическая деятельность малыша выражается в чисто импульсивной реакции на звуки музыки и отличается большой подражательностью. Дети второго и третьего года жизни готовы к самостоятельным музыкально-двигательным выражениям. В играх, отображая внешнюю сторону действий персонажей, они пытаются под влиянием музыки показать их различный характер. На четвертом году жизни малыши могут высказаться об игре, вспоминая ее отдельные моменты. Они способны самостоятельно изменять движения в соответствии с двухчастным музыкальным произведением. Дети пятого года жизни могут делать краткие замечания по поводу музыкально-ритмических игр, упражнений, касаясь тематики, сюжета, меньше говорят о музыке, способны отметить двух- и трехчастную форму в движениях, произвольно изменяя их характер и направление, ощутить выразительность музыкально-игрового образа. Дети шестого года жизни в своих высказываниях пытаются отметить некоторые связи музыки и движения. Дети седьмого года жизни, активно воспринимая музыку, отмечают ее связь с движением, чувствуют выразительные особенности музыкального звучания.
ОРКЕСТР.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду является организованная деятельность, которая предусматривает не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение их игре на детских музыкальных инструментах.
Почему, проводя музыкальные занятия, мною уделяется большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе в детском саду уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения.
Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к образовательной деятельности, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.
Знакомство с музыкальными игрушками и инструментами начинается уже с первой младшей группы. Знакомить детей с музыкальными инструментами я начинаю с того, что учу детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, баяна, фортепиано), узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.
Почему, проводя музыкальные занятия, мною уделяется большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе в детском саду уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения.
Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к образовательной деятельности, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.
Знакомство с музыкальными игрушками и инструментами начинается уже с первой младшей группы. Знакомить детей с музыкальными инструментами я начинаю с того, что учу детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, баяна, фортепиано), узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.
Логоритмика.
Опыт работы по логоритмике.
В своей работе использую программу О. Радыновой «Музыкальные шедевры», частично программу Тютюнниковой Т. «Элементарное музицирование с дошкольниками» (Цели программы — помочь детям дошкольного возраста в музыкально-дидактической игре войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике.
В своей работе использую программу О. Радыновой «Музыкальные шедевры», частично программу Тютюнниковой Т. «Элементарное музицирование с дошкольниками» (Цели программы — помочь детям дошкольного возраста в музыкально-дидактической игре войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике.
Задачи программы — развивать природную музыкальность
детей и первоначальные навыки музицирования, индивидуальность, способность к
спонтанному творческому поведению; создавать предпосылки к формированию
творческого мышления. )
Я использовала методические рекомендации: Картушиной
М. «Логоритмические занятия для детей 5-6 и 6-7 лет»,
«Коррекция речи и движения О. Боромыковой», «Первая
встреча с музыкой» А. Артоболевской.
Представленные темы сочетаются с тематическим
планированием в логопедических группах.
Содержание перспективного планирования основывается на
следующих принципах:
Онтогенетический (когда учитываются основные
закономерности усвоения языковых единиц в норме)
Принцип системности (комплексности)
Принцип опоры на сохранные функции или принцип
обходного пути.
Принцип учёта уровня развития ребёнка.
Коррекционную работу я осуществляю по 2 направлениям:
логоритмика и непосредственно образовательная деятельность по музыкальному
воспитанию.
Логоритмика проводится в тесной связи с
учителем-логопедом, физинструктором и воспитателями групп. Она проводится один
раз в неделю, как часть непосредственно образовательной
деятельности по музыкальному воспитанию. В основу логоритмики
положен метод фонетической ритмики, которая представляет собой систему
двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса головы, рук, ног
сочетаются с произношением специального речевого материала. Во время проведения
логоритмики дети стоят вместе с педагогами в кругу или сидят полукругом. Такое
расположение даёт возможность хорошо видеть преподавателя, двигаться и
проговаривать речевой материал вместе с ним. При проведении логоритмики я также
использую речевое музицирование.
У детей с нарушениями речи существует своя специфика
проведения непосредственно образовательной
деятельности по музыкальному воспитанию, т.к.:
- дети не поют, а говорят,
- не справляются с произношение, пропеванием
какого-нибудь звука,
- плохо запоминают название музыкальных произведений
для слушания,
- недостаточно согласовывают движения с музыкой,
пением, словом
- затрудняются в передаче ритмического рисунка.
Непосредственно образовательная
деятельность по музыкальному воспитанию и логоритмика тесно
связаны и взаимодополняют друг друга.
На музыке я использую те же дыхательные игры и
упражнения, что и на логоритмике. А также дыхание укрепляется в процессе пения.
Я слежу за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между
музыкальными фразами, а не в середине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не
потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что они не умеют управлять им.
Чтобы помочь детям научиться правильно дышать во время пения, я выбираю на
первых порах песни с короткими музыкальными фразами.
В своей работе использую такие
приёмы как:
·
Побуждение к слуховому вниманию дирижированием,
·
Использование песен разного характера,
·
Слушание контрастных произведений
·
Слушание произведений, объединённых общим замыслом
Своеобразную помощь в работе с детьми по развитию
музыкального слуха, чувства темпа, ритма и координации движения оказывает
созданный мной детский оркестр «Весёлые нотки». А своеобразный итог моей работы
– выступление детского оркестра на праздниках и фестивалях перед родителями.
Данные мониторинга подтверждают эффективность системы
моей работы. Мой опыт работы может использовать любой творческий музыкальный
руководитель,
Из опыта работы.
Опыт музыкально-театральной деятельности
Описание опыта работы по музыкально-театральной деятельности с детьми раннего возраста.
Одним из видов художественно- эстетического
воспитания детей является игровая деятельность. Игра – ведущий вид деятельности
дошкольника. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным
для дошкольников? Среди многочисленных игр у детей пользуются успехом
игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки,
рассказы и театрализованные представления. Поэтому с раннего
дошкольного возраста мы включаем театрализованную деятельность
во все режимные и учебные моменты. В результате организации театрализованной деятельности в детском саду
происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры общества,
формирование художественно-эстетического восприятия, а также
представлений, понятий, суждений, интересов, эмоций, чувств, и
творческих способностей детей. Программно-методическое обеспечение
музыкально-театрализованной деятельности:
Основная: Программа
воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой с учётом
основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От
рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы
и ФГТ. Москва. Мозайка-Синтез, 2012г.
Ладушки» / И. Каплунова, И. Новооскольцева. //
Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей. – СПб.:
Композитор, 1999.
Сауко Т.Н., Буренина А.И.
«Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет.
– СПб., 2001.
Петрова В.А. «Малыш».
Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (третий год жизни). –
М.: «Виоланта», 1998.
Приоритетные методические
пособия: М. Ю.
Картушина:
«Забавы для малышей» Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. Издательство: Москва:ТЦ Сфера, 2009.
Развлечения для самых маленьких. Сценарии
досугов для детей первой младшей группы. Издательство: М.: ТЦ Сфера, 2007.«Забавы для малышей» Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. Издательство: Москва:ТЦ Сфера, 2009.
В работе с детьми раннего возраста театрализованные игры использую, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Они непродолжительны по времени и просты по своей организации (что особенно важно для малышей). Для успешного проведения театрализованных игр создаем доверительную атмосферу и импровизируем, используем главный методический прием - многократное повторение. Участвуя в театрализованной игре, дети познают окружающий мир через образы, краски, звуки.В результате этого добиваюсь достижения необходимого художественно-эстетического эффекта на личность ребенка.
Любимым театром детей раннего возраста является настольный театр. Он тоже занимает своё место в группе. Этот театр прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками - персонажами, повторяют запомнившиеся фразы.Есть уголок детской литературы. Интересно оформлены сюжетно-ролевые уголки: «медицинский кабинет», домашняя столовая. Имеется подборка СDдисков: «Малыш в деревне», « Природа, птицы и животные», «Звуки живой и неживой природы», аудиопособия из серии "Музыка с мамой", разработанные по авторской методике Сергея и Екатерины Железновых, «Музыка покоя», которые соответствуют возрасту, интересам и потребностям детей и используются в различных режимных моментах, театрализованной деятельности.
Оказываю помощь воспитателям при подборе музыкального сопровождения к звуковому оформлению занятий, включающих театрализацию в группе. Музыка служит фоном, на котором развивается игровое действие, она усиливает эмоции и делает более яркими образные представления детей. Благодаря музыке, образы персонажей и их характеры становятся более полными и понятными малышам. С преподавателями группы провожу индивидуальную работу, в ходе которой знакомлю и закрепляю программные произведения по музыкальному воспитанию. По мере овладения репертуаром преподаватель использует их в работе с детьми своей группы. Накопленный преподавателями опыт позволяет ему с легкостью выступать в театрализованных представлениях, развлечениях, дает возможность самостоятельно организовать культурно-досуговую деятельность в группе, используя знакомый репертуар. Успех совместной работы воспитателя и музыкального руководителя зависит от обоюдной заинтересованности в педагогическом процессе.Помогаю в организации предметно-развивающей среды - по наполнению театрализованного и музыкального уголков.
«Музыкальные
сказки о зверятах. Развлечения для детей 2-3 лет. Издательство: Скрипторий 2003,
2009.
Методические пособия
Е. Железновой из серии «Музыка с мамой»:
«Сказочки-щекоталочки».
Сказки для развития коммуникативных навыков, развития внимания, речи.
«Ехал Ваня» новые
потешки для детей от 1 до 3.
«Корабль игрушек»
песенки-игры для малышей от 3х месяцев до 3х лет.
«Колокольчик». Игры с
предметами, музицирование для малышей.
Используем театрализацию в разных
видах деятельности педагогического процесса:
- например, в режимных моментах (ростовая
кукла Зайчик Степашка показывает, как правильно мыть руки, пользоваться
полотенцем, показывает, как правильно держать ложку и т. д.
В НОД по музыке использую разные яркие и красочные
персонажи, вызывающие эмоциональный отклик, развивающие эстетический вкус
у детей (разнообразие персонажей обеспечено наличием разных видов театра–настольный
театр игрушек, театр масок и атрибутов,
конусный театр, театр би-ба-бо.) В НОД использую персонажи - игрушки как сюрпризные моменты.
Использую персонажи - игрушки
в адаптационный период (это веселый красочный Петрушка). Такие игрушки отвлекают детей,
помогают расслабиться, снять напряжение. Кроме этого они вызывают у детей
положительные эмоции, позитивные впечатления о детском саде.
На НОД по музыке всегда моя речь подкреплена
наглядными предметами (картинками, игрушками). Возможность доступа к большому
архиву красочных, современных
картинок обеспечивает моноблок с
большим экраном, который находится всегда под рукой в группе. Наличие компьютера
нам даёт возможность просмотра
мультфильма о каком-либо персонаже.
В процессе образовательной
деятельности идёт работа с детьми над жестами, мимикой (изобразить
удивление, показать сердитого мишку, на которого упала шишка,
веселого зайчика), над
движениями (например: косолапый мишка, весёлый Петрушка, прыгающий зайчик,
легко летающие птички и т. д.)
В моём репертуаре особое место занимает
русский народный фольклор. Это народные песенки, потешки, заклички
(«Солнышко-ведрышко…», «Водичка-
водичка…», «Огуречик-огуречик…», «Ладушки» и т.д.) Считаю, что воспитание любви и уважения
к родной культуре является важнейшей составляющей
нравственно-патриотического воспитания. Поэтому в своей деятельности я приобщаю детей к истокам народной культуры и
духовности на основе
русского фольклора, стараюсь
вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России.Для
успешной реализации задач в этой области определены направления, по которым осуществляю
деятельность в ходе работы:
- изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, заклички, пестушки, перевёртыши, легенды)
- изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки)
- изучение игрового фольклора.
Мною разработан проект
«Сказочный теремок» для детей 3-4 лет
для подготовки к проведению фольклорного праздника в ДОУ с постановкой
сказки-драматизации «Теремок». Проект пре6дложен преподавателям первой младшей
группы для совместной его адаптации с детьми первой младшей группы в будущем.
В процессе индивидуальной
работы учу малышей действовать с одним предметом или персонажем, выполнять
несколько действий и переносить знакомые действия с одного объекта на другой.
Театрализованная деятельность у детей раннего
возраста формируется постепенно. Наша задача создать
условия для её проявления и развития.Поэтому в группе наше внимание
было направлено на обогащение предметно-развивающей среды.В музыкальном уголке
в группе детей раннего возраста подобраны
необходимые музыкальные
инструменты:
- шумовые инструменты (погремушки, колокольчики,
коробочки –гремелочки с разной высотой звучания);
-звучащие заводные игрушки, образные (цыпленок,
мышонок, музыкальный волчок);
- звучащие механические игрушки (с фиксированной
мелодией- шарманки, музыкальные шкатулки, пианино);
- ударные (молоточки, бубны);
-духовые (дудочки, свистульки);
- иллюстрации по содержанию песен;
- музыкально-дидактические игры.
на развитие динамического восприятия,
характера музыки, ритмического звуковысотного восприятия, памяти
Театр бибабо. Во время представления дети имеют возможность напрямую общаться
с персонажами, участвуют непосредственно в действии спектакля. Малыши с
удовольствием отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, они смеются и
грустят вместе с персонажами, расстраиваются из-за неудач сказочных героев.
После просмотренного кукольного спектакля даю
возможность детям продолжить общение с куклами, куклы хвалят их за то,
что они внимательно слушали и смотрели спектакль. Так, незаметно для
себя, малыши включаются в театрализованную игру, от наблюдения за
постановкой взрослого к самостоятельной игровой деятельности.
Театрализованная деятельность
отражена:
- в праздниках (тематических), развлечениях,
забавах.
- рассказах с музыкальными иллюстрациями;
-инсценировках;
- играх с пением;
-инсценировании песен;
Работа по театрализованной
деятельности ведется в тесной взаимосвязи музыкального руководителя с педагогом.
Для детей раннего возраста праздники и развлечения
представляют собой наиболее яркие события в их жизни. Они доставляют
радость и эстетические переживания. Исполнителями персонажей в наших
мероприятиях могут быть преподаватели, музыкальный руководитель, а также
приглашаем детей старшего возраста, это
наши выпускники.
Своеобразный итог моей работы – выступление
детского оркестра на праздниках и фестивалях перед родителями. Наши дети,
несмотря на свой ранний возраст, ежегодно выступают на равных со старшими дошкольниками на городском
фестивале «Хрустальная капель». Наши дети-артисты – обладатели «Гран-При».
Большую помощь в подготовке детей к
концертным выступлениям оказывают наши родители, за что мы им
благодарны. Наши родители находятся в курсе всех событий детского сада.
Данные мониторинга подтверждают эффективность
системы моей работы. Мой опыт работы может использовать любой творческий
музыкальный руководитель.
Проектная деятельность в ДОУ.
Моя работа над проектом отмечена дипломом Всероссийского интернет конкурса, проводимого в г. Кемерово!!!!10 января 2014 г.
Более подробное описание проекта находится на странице моего блога "Педагогам".
Комментариев нет:
Отправить комментарий