Кружок " Весёлые нотки "

Кружок "Весёлые нотки"


В нашем детском саду действует тесный, дружный, ежегодно пополняемый детский коллектив - оркестр "Весёлые нотки". Мы гордимся тем, что наши воспитанники, несмотря на свой юный возраст, каждый год выступают на большой сцене перед большой публикой. Наши дети -  участники ежегодного городского фестиваля "Хрустальная капель". Мы успешно проходим отборочные туры и становимся достойными участниками районного гала-концерта. 

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах на занятиях кружка "Веселые нотки".

  Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий. На протяжении нескольких лет я веду углубленную работу по теме “Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах и элементарное музицирование с элементами концепции Карла Орфа”. Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:музыкальные занятия, театральная деятельность, выступления на праздниках, кружковая работа. В разных видахдеятельности:пение,слушание музыки, движение. Чтобы дать детям возможность более полно проявить свои творческие возможности, ближе соприкоснуться с миром музыки, я организовала в нашем детском саду кружок “Веселый оркестр”. В своей работе я использовала авторскую программу Т.Э. Тютюнниковой “Элементарноемузицирование с дошкольниками”, учебно-методические пособия “Бим! Бам! Бом! Игры звуками”, “Уроки музыки по системе обучения К.Орфа”. Мне понравилось в этой программе то, что она дает наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и как следствие проявлению музыкальных и творческих возможностей детей. Еще мне импонирует принцип подхода Т.Э.Тютюнниковой к музыкальному обучению детей. Она утверждает – “Ребенок не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку”. Система заданий, которые входят в эту программу позволяют: поддерживать у детей устойчивый интерес к музыке, привить навыки игры на музыкальных инструментах, Знакомить с произведениями детской классической музыки на практике. Овладевать простейшими элементами музыкального языка. Формировать у детей такие качества как творческая индивидуальность, самостоятельность и свобода мышления. Развивать навыки общения и сотрудничества. Основными видами деятельности на занятии кружка по элементарномумузицированию являются активные формы: пение, игра на детских музыкальных инструментах, речевые упражнения и движения.

Цели: Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов. Развивать музыкальныеспособности ребенка.

Задачи (Обучающие) : привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков. Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них. Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением. Исполнять не сложный аккомпанемент в виде остинатныхритмоформул. Слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их звучащими жестами или музыкальными инструментами. Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок. Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.

Развивающие: развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение. Развивать чувство ритма и ручнойпраксис. Развивать у детей чувство уверенности в себе. Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.

Воспитательные: Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности. Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.

ПЛАН – программа работы кружка «Весёлые нотки».
Руководитель – Демина Марина Ивановна, «Детский сад комбинированного вида  №120. 

Программно – методическое обеспечение:
1. Бублей С. Детский оркестр. 1983.
2. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на  детских муз. инструментах. 1990.
3. Рокитянская Т.А. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. 2002.
4. Трубникова М.А. Музыкальные ступеньки (игры и развлечения с детскими музыкальными инструментами). 1998.
5. Тютюнникова Т.Э. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками».
6. Юдина С.И. Первые уроки музыки и творчества. 1999.

 Пояснительная записка.
План – программа рассчитана на один год обучения, для детей 6 -7 лет.
ЦЕЛЬ: Развитие навыков ансамблевого музицирования.
ЗАДАЧИ:
1. Тренировать метроритмическое чувство.
2. Способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.
3. Создавать условия для творческих проявлений детей. 
Занятия проводятся один раз в неделю.           

Занятия имеют следующую структуру:
1. Музыкальная грамота. Цель: расширение представлений о музыке (в частности инструментальной), об основных средствах выразительности.
2. Ритмические и рече-ритмические игры и упражнения. Цель: развитие и тренировка чувства метро - ритма.
3. Разучивание и исполнение музыкальных произведений. Цель: обучение навыкам коллективной игры, развитие чувства ансамбля.
4. Творческое музицирование. Цель: обучение детей импровизационно обращаться со знакомым материалом.
На каждом занятии представлены все элементы структуры.
В течении учебного года показателями результативности обучения ансамблевой игре на детских музыкальных инструментах могут быть выступления детей на различных мероприятиях (концертах, праздниках, развлечениях, конкурсах и т.д.

Тема занятий

Задачи
Музыкальный материал


Сентябрь:
«Деревянные истории»
1.      Познакомить с деревянными музыкальными инструментами и приемами игры на них

2.      Учить использовать инструменты при озвучивании стихов, потешек. Соотносить образ и исполнительский прием.

3.      Развивать фантазию, творчество и воображение.

Играем:
«Рондо с палочками»
      муз. С. Слонимского
Фантазируем:
«Деревянные разговоры»
«Деревянные танцы»
     «Камаринская» Чайковского
     «Марш» муз. Шульгина
     «Полька» муз. Александрова
      «Вальс» муз. Майкапара

Озвучиваем стихи:
«Игрушки» Степанова
«Прыг-скок» В. Данько

Играем в оркестре:
«Лошадка» муз.Давыдовой
«Вальс» муз.Майкапара


Октябрь:
«Осенний калейдоскоп»


1.   Привлечь внимание детей к красоте и богатству звуков окружающей природы.

2.      Развивать остроту и тонкость тембрового слуха.

3        Развивать слуховое воображение

3.      Способствовать установлению связей между слуховыми, зрительными, тактильными и мускульными ощущениями.


Озвучиваем стихи:
«Разговор листьев» Берестова
«Осеннее утром» Ходырева

Фантазируем:
«Осеннее настроение»
муз. Васильева
«Осенний дождик»
муз. Парцхаладзе

Играем в оркестре:
«Дождик» р.н.п.

Ноябрь:
«Бумажный карнавал»















1.      Познакомить детей
С шуршащими звуками, предметами и музыкальными инструментами, их издающими.

2        Развивать тонкость тембрового слуха, способность слышать красоту шуршащих и шелестящих звучаний.




3.  Развивать способность к элементарной импровизации, звуковую фантазию, ассоциативное мышление, понимание смысла выразительных средств музыки.
Озвучиваем стихи:
«В тишине» Суслова
«Шорох к шелесту спешит»
Мошковской
Играем  и поем:
«Много разных звуков»
муз.Боровик
«Мы веселые мышата»
детская песенка.
Играм в оркестре:
«Шуточка» муз.Селиванова


Играем с инструментами:
«Бумажное шествие»
под музыку торжественного марша

«Танец бумажных бабочек»
под музыку китайского танца


Декабрь:
«Снежная сказка»














1.      Привлечь внимание детей к красоте зимних звуков природы

2.      Развивать способность к образным и свободным импровизациям.

3.      Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление.


Поем и танцуем:
«Снежная сказка»муз.Лемит

Озвучиваем стихи:
«Снежинки» Липецкого
«Снег, снег» Токмаковой

Фантазируем:
«Зимнее рондо»
Байнихатиса

Играем в оркестре:
«Танец Феи Серебра»
муз.Чайковского;
 "Аннушка" ч. н. м.

Январь:
«Стеклянное королевство»

1.      Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественное определение.

2.      Побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами

3.      Учить соотносить стеклянные звуки с некоторыми эмоциональными состояниями.

4.      Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление.



Озвучиваем стихи:
«Хрустальный колокольчик»
Данько
«Хрустальные спицы»
Николаенко

Играем:
«Чайничек с крышечкой»
русский фольклор
«Чайная полька»

Фантазируем:
«Аквариум» Т.Коти

Играем в оркестре:
«Вальс – шутка» муз.Шостаковича


Февраль:
«Металлическая фантазия»














1.      Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами и музыкальными инструментами.


2.      Развивать фантазию, воображение, темброво-ритмический и интонационный слух.

3.      Учить пользоваться переменной динамикой, соотносить при этом различные образы.

Озвучиваем стихи:
«Веселый старичок» Хармса

Фантазируем:
«Дракон» Берестова
«Туча» Токмаковой

Играем и поем:
«Колокольцы» р.н.п.

Играем в оркестре:
«Тамбурин» муз.Рамо



Март:
«Солнечная капель»
1.      Развивать способность детей слышать «музыку природы»

2.      Учить находить способы перевода речевого звукоподражания в музыкальные звуки.

3.      Развивать слуховое воображение.
Озвучиваем стихи и сказки:
«Сосулька-свистулька»
Степанова
«Волшебная снежинка»
Хмельницкого
«Весенняя телеграмма»
Суслова

Фантазируем:
«Солнышко» р.н.п.
«Голоса птиц»
польская песенка

Танцуем:
«Бал ароматов весны»
муз.Чайковского «Фея Сирени».

Играем в оркестре: «Шарманка» муз.Шостаковича


Апрель:
«Дождик бегает
по крыше»











1.      Привлечь внимание детей к разнообразию звуковых явлений, сопровождающих дождики, ливни.

2.      Развивать представление об ускорении и замедлении темпа.


3.      Побуждать детей находить нужные музыкально-выразительные средства.

4.      Чувствовать взаимосвязь темпа и динамики, темпа и артикуляции.
Озвучиваем стихи:
«Водяная сабелька»
Токмаковой
«Две тучки» Белозерова

Играем и поем:
«Дождик» муз.Поляновой
«Капельки» муз.Дубравина

Фантазируем:
«Деревья на ветру»
«Танец молнии»

Играем в оркестре: «Вальс петушков»
И. Стрибогг



Май:
«С утра до вечера»
























«Звездный урок»

1.        Устанавливать в сознании детей связь между музыкальными звуками и их возможным смыслом.

2.        Развивать способность к импровизации




















Развивать звуковую фантазию, слуховое воображение, ассоциативное мышление, способность к звукоизображению «неслышимого» – звуков вселенной, музыки звезд, хора планет.

Озвучиваем стихи:
«Рассвет» Данько
«Утренняя сказка» Данько
«Утренние звуки» Э.Фарджен

Играем:
«Зарядка» Данько

Фантазируем:
«Жук» М.Веховой

Играем и поем:
«Кукушка и сова»
немецкая нар.песня
«Ария лягушек»

Играем в оркестре:
«Кукушкин вальс» Ч.Остен

Озвучиваем стихи:
Бунин «Звезды»
Дж. Ривз «Лунные феи»

Фантазируем:

«Звездный дождик»
«Разговор звезды небесной и морской»
«Разговор звезды и светлячка»

Играем и поем:
«Лунный кораблик»
«Горят цветные огоньки»

Играем:
«Звездочет»

Играем в оркестре:
«Космическая фантазия»



Перспективный план работы кружка «Весёлые нотки» на летний период 2013 г.
Цель: помочь детям активно войти в мир музыки, сделать ее естественной и потому необходимой в жизни ребенка,  под воздействием которой дети способны раскрыть творческие способности.
Задачи.
  1. Расширять музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и любовь к музицированию.
  2. Формировать музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух.
  3. Развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию.
  4. Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированностью.
  5. Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра.

Месяц
Вид  деятельности
Программное содержание
Репертуар
июнь
1






2




3



4


июль

1





2



3



4










Август

1









2







3



4

Активное слушание



Музыкально-дидактические игры

Пальчиковые игры


Элементарное музицирование





Активное слушание

Музыкально-дидактические игры

Пальчиковые игры




Элементарное музицирование












Активное слушание





Музыкально-дидактические игры


Пальчиковые игры



Элементарное музицирование


Продолжать учить детей определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; отмечать средства музыкальной выразительности – темп, динамику, тембр.

Развивать у детей звуковысотный слух с помощью музыкально-дидактических игр.



Продолжать развитие мелкой моторики в сочетании с речевой игрой.


Учиться играть на разных музыкальных инструментах




Учить детей ясно излагать свои мысли о прослушанной музыке контрастного содержания



Развивать чувство ритма, слышать акценты первых долей



Продолжать развитие мелкой моторики в сочетании с речевой игрой.


Учить детей четко и ритмично аккомпанировать на детских шумовых инструментах; побуждать импровизировать различные ритмические рисунки (использовать погремушки, деревянные палочки, «шуршунчики», «стукунчики», «скрипунчики»)






Побуждать активно слушать музыку, двигаясь соответственно образу и характеру музыкального произведения. Продолжать знакомство с пьесами из «Детского альбома» П.Чайковского; учить рассказывать о содержании, характере пьес.



Учить различать мажор и минор, используя игру на различных инструментах (мажор – барабан, бубен, трещетки; минор – медаллофон, треугольники, коробочки)

Продолжать развитие мелкой моторики в сочетании с речевой игрой.


Изготовление вместе с детьми самодельных музыкальных инструментов, озвучивание с их помощью небольших сюжетов на тему «Прогулка в лесу»


«Полька», муз. М.Глинки;
«Турецкий марш» -муз. В.Моцарта;





«Бубенчики»,
«Лесенка»,
«Угадай, на чем играю» Е.Тиличеевой


Комплект пальчиковых игр «Десять мышат» Е. Железновой


«Латвийская полька» - (обр. М.Раухвергера),
«Бодрость» - муз. Тюрка



«Песня жаворонка», муз. П И. Чайковского
«Марш» муз. Д. Шостаковича


Игра « Определи по ритму» (Ритм знакомых детских песен)


Комплект пальчиковых игр «Десять мышат» Е. Железновой


«Светит месяц», «Я на горку шла» (русские народные мелодии)












«Вальсы» Ф. Шопена

Фортепианные пьесы «Баба яга», «Игра в лошадки» П. И. Чайковского






«На мосточке», муз. А.Филиппенко,

«Колыбельная» В. Моцарта



Комплект пальчиковых игр «Десять мышат» Е. Железновой


«Дятел»; «Полянка» - рус.нар.мел.




На фестивале "Хрустальная капель - 2012" наш оркестр представил композицию "Аннушка" (чешская народная мелодия).




Оркестр "Весёлые нотки" 2013.




На XVI фестивале "Хрустальная капель"- 2013, оркестр "Весёлые нотки" представил вокально-инструментальную композицию "Во горнице, во новой". Наши оркестранты великолепно аккомпанировали солистке Александре Деминой и были удостоены почётного выступления на городском гала-концерте. Ребята завоевали диплом  лауреата 1 степени.


Итоги фестиваля "Хрустальная капель" -  2014

На XVII  городском фестивале "ХРУСТАЛЬНАЯ КАПЕЛЬ" - 2014 оркестр "Весёлые нотки"  представил два музыкальных номера: инсценировка песни "Весёлые медвежата"  на сл. Н. Пикулевой. муз. Е. Попляновой, солистка Ксения Мартыненко (3 лог. гр.); и "Озорные частушки" в исполнении Страшковой Виолетты (6 лог. гр.) . 






1 комментарий: