4 декабря 2017г. Консультация педагогам
Уважаемые педагоги! Отдыхайте и исцеляйтесь под музыку Вольфганга Аммадея Моцарта.
Эффект Моцарта
Самая необыкновенная музыка - у Моцарта: не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная, и очаровательная в своей простоте. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали - "эффект Моцарта". Популярный актер Жерар Депардье испытал его в полной мере. Дело в том, что приехавший покорять Париж юный Жеже, плохо владел французским и к тому же заикался. Известный врач Альфред Томатис посоветовал Жерару каждый день по два часа как минимум слушать Моцарта! "Волшебная флейта" и в самом деле может творить чудеса - через несколько месяцев Депардье говорил как пел.
Уникальность и необыкновенная сила музыки Моцарта, скорее всего, объясняются его жизнью, в особенности обстоятельствами, которые сопровождали его появление на свет. Моцарт был зачат в редкой среде. Его предродовым существованием было ежедневное погружение в мир музыки. В доме звучала скрипка отца, который, безусловно, оказал колоссальное влияние на развитие нервной системы и пробуждение космических ритмов еще в утробе матери. Его отец был капельмейстером, т. е. дирижером хоровых и музыкальных капелл в Зальцбурге, а его мать, дочь музыканта, сыграла колоссальную роль в его музыкальном развитии, Она пела песни и серенады еще на этапе беременности. Моцарт родился буквально вылепленным из музыки.
Мощь музыки Моцарта впервые привлекла общественное внимание благодаря новаторским исследованиям в Калифорнийском университете в начале 1990-х годов. В центре по нейробиологии города Ирвин, который занимается изучением процессов педагогики и памяти, группа исследователей начала изучать воздействие музыки Моцарта на студентов и подростков. Френсис X. Раушер, доктор философии, и ее коллеги провели исследование, в котором тридцать шесть выпускников университета с факультета психологии тестировались на индекс пространственного интеллекта (по стандартной интеллектуальной шкале Стэнфор-да-Бине). Результат оказался на 8-9 пунктов выше у испытуемых, которые прослушивали в течение десяти минут Сонату для двух фортепиано ре-мажор Моцарта. Несмотря на то что эффект от прослушивания музыки продолжался всего десять - пятнадцать минут, группа доктора Раушер сделала вывод о том, что взаимосвязь между музыкой и пространственным мышлением настолько сильна, что даже простое прослушивание музыки может дать значительный эффект.
Музыка Моцарта способна "разогревать мозги", - предположил Гордон Шоу, физик-теоретик и один из исследователей, после того как были объявлены результаты. - Мы предполагаем, что сложная музыка возбуждает столь же сложные нервные модели, которые связаны с высшими формами умственной деятельности, такими как математика и шахматы. И наоборот, простая и монотонная навязчивая музыка может дать противоположный эффект.
На следующий день, после того как были опубликованы сообщения об открытиях в Ирвине, музыкальные магазины одного крупного города мгновенно распродали все записи сочинений Моцарта.
Хотя потом интерес к "эффекту Моцарта" немного пошел на убыль, поскольку несколько скептиков опубликовали свои сомнения насчет феномена. Но при более детальном изучении оказалось, что классическая музыка действительно имеет сильное влияние на человеческий мозг.
Все эксперименты по изучению феномена основаны на предположении, что музыка оказывает влияние на мозг на анатомическом уровне, делает его подвижнее. А для детей она может значить формирование нейронных сетей, оказать сильнейшее влияние на умственное развитие ребенка.Многочисленные противники, пытаясь экспериментально доказать, что никакого "эффекта Моцарта" не существует, регулярно приходят к выводу об ошибочности своих суждений.
Недавно еще один скептик изменил свое мнение насчет музыки Моцарта. Эрик Сайгел из колледжа Элмхерста в Иллинойсе воспользовался для этого тестом на пространственное мышление. Испытуемые должны были посмотреть на две буквы Е, одна из которых вращалась под углом по отношению к другой. И чем больше угол, тем труднее было определить, одинаковые буквы или разные. Миллисекунды, затраченные испытуемым на сравнение букв, и были той мерой, которой определялся уровень пространственного мышления субъекта. К удивлению Сайгеля, те испытуемые, которые перед тестом слушали Моцарта, определяли буквы гораздо точнее.
В Гарвардском университете другой скептик, психолог Кристофер Шабри, проанализировал 16 исследований "эффекта Моцарта", в которых в целом участвовали 714 человек. Он не обнаружил никакого благотворного влияния музыки великого композитора и пока пришел к выводу, что улучшение мозговой активности у испытуемых происходило вследствие явления, которое психологи называют "радостным возбуждением". Музыка улучшает настроение, а испытуемые - результаты тестов. Но Шабри решил продолжить серию экспериментов по изучению феномена, поэтому вполне возможно, что в скором времени лагерь сторонников "эффекта Моцарта" пополнится еще одним серьезным ученым.
Исследователи сделали вывод, что вне зависимости от вкусов или предыдущего опыта слушателей, музыка Моцарта неизменно производила на них успокаивающее действие, улучшала пространственное восприятие и возможность более ясно и четко выразить себя в процессе общения. Нет сомнений в том, что ритмы, мелодии и высокие частоты музыки Моцарта стимулируют и загружают творческие и мотивационные области головного мозга.
Наши звёздочки.
Очень приятно, что наши преподаватели стремятся быть талантливыми не только в своей педагогической деятельности, но и в самодеятельном творчестве. Мы можем похвалиться своими талантами не только в стенах нашего родного детского сада, но и за пределами его. Наши преподаватели не однократно были участниками городского фестиваля педагогических талантов "Меридианы любви". Успешно выступила Татьяна Михайловна Аминева (преподаватель группы №3 детского сада №120) на фестивале "Меридианы любви 2012, она исполнила красивую башкирскую народную песню. А музыкальный руководитель в дуэте с мужем исполнили "Тирольский вальс" Ф. Пуленк и стали лауреатами фестиваля "Меридианы любви"2012 года. А на "Меридианах любви" 2013 года выступил целый хор преподавателей детского сада №120 с русской народной песней "Ой со вечёра, да с полуночи".
20 ноября 2017г.
Проектная деятельность в ДОУ.
Уважаемые педагоги, предлагаю вашему вниманию свой проект по театрализованной деятельности с детьми в возрасте 3-4 года.
Тема проекта «Сказочный теремок».
Младший дошкольный возраст. Продолжительность – 3 недели.
Проблема: воспитание любви и уважения к родной культуре является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы любить свой народ, быть патриотом своей Родины , нужно знать его традиции, хранить и уважать достижения культурного наследия страны.
Цель проекта: воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе русского фольклора, вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России.
Задачи проекта: Воспитание любви к Родине, знакомство детей с характерными особенностями русского фольклора;
Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за Россию и её народ;
Развитие творческих способностей детей на певческих навыках, актерского мастерства, музыкальности на основе разных жанров русского фольклора.
Для успешной реализации задач определены направления, по которым осуществлялась деятельность в ходе предшествующей работы:
- изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, заклички, пестушки, перевёртыши, легенды)
- изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки, праздники)
- изучение игрового фольклора.
Образовательная область
|
Вид деятельности
|
Содержание деятельности
|
Познание
|
Познавательная,
коммуникативная,
исследовательская,
поисковая,
игровая.
|
Предметное и социальное окружение. Беседа о традициях и обычаях народного костюма. Поговорить с детьми о современной одежде и сравнить, проанализировать отличие её от русской народной традиционной одежды. Побуждать к общению на тему: «Какую одежду ты носишь летом, зимой».
Ознакомление с природой. Знакомство детей с растительным и животным миром России, с растениями, которые растут на участке детского сада.
Помогать детям замечать красоту родной природы в разное время года. Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру. Знакомить с домашними животными и их детенышами, рассказывать о диких животных (заяц, медведь, лиса и т.д.).
Наблюдение за птицами (воробей, ворона и т. д.) и насекомыми (бабочка, муха и т. д.) ближайшего окружения.
Просмотр презентации «Наряд для Василисы Прекрасной».
Посещение мини-музея в подготовительной группе детского сада «Куклы наших бабушек».
Проведение семейного конкурса: «Праздничная одежда для куклы» в народном стиле.
|
Художественная литература
|
Познавательная,
чтение художественной литературы.
|
Развитие литературной речи. Слушание произведений русского народного фольклора (сказки, прибаутки, дразнилки, считалки), прослушивание ответов детей на простейшие вопросы воспитателя.
Рассказать детям о загадках, учить детей слушать их, задумываться, находить верный ответ.
Консультация для родителей о ценности домашнего чтения, как способе развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.
|
Труд
|
Познавательная,
исследовательская,
коммуникативная,
познавательная,
трудовая.
|
Привлечение внимания детей к тому, как взрослый трудится в помещении, на участке детского сада: ухаживает за растениями (сажает, поливает) и животными (растит, кормит).
Совместный труд взрослого и детей при проговаривании закличек «Сей, сей горох», «Дождик, дождик пуще!»
Пальчиковые игры «Сорока-ворона», «Ивану-большаку -дрова рубить..»
Чтение прибауток и просмотр иллюстраций: «Коза-хлопота», «Курочка –рябушечка», «Наша-то хозяюшка сметлива была»
|
Художественное творчество
|
Трудовая,
творческая,
изобразительная.
|
Рассматривание произведений русского декоративно- прикладного искусства, русских народных игрушек (птичка-свистулька, матрешка, хохломскую роспись, дымковскую роспись), иллюстраций к произведениям детской литературы на основе русского народного фольклора. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.
Раскрашивание сарафана матрёшки
Лепка героев сказки «Теремок».
Рисование героев сказки «Теремок».
|
Физкультура
|
Двигательная,
игровая,
познавательная,
трудовая.
|
Проведение сюжетных физкультурных занятий: «Колобок», «Теремок», « Гуси – лебеди».
Комплекс упражнений с названием, где дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Например, ребенок идет твердым шагом - "волк идет", с гордой осанкой - "лиса - всему краса«, лёгкий бег на носочках - «мышка - норушка» и т. д.
Использование потешек в качестве утренней гимнастики.
Подвижные народные игры: «У медведя во бору», «Поймай комара»,
«Гуси-лебеди».
|
Здоровье
|
Познавательная,
творческая,
коммуникативная.
|
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни посредством использования фольклора (колыбельные из альбома «Баюшки-баю» серия «Музыка с мамой» Е. и С. Железновы.
Использование музыкального фольклора (колыбельных, потешек, пестушек, прибауток, сказок) при проведении режимных моментов и при индивидуальном общении педагога и ребенка («Свята-Божья водичка, умой Боре личико», «Ты расти коса», «Ноготки-царапки»).
|
Безопасность
|
Познавательная, исследовательская,
коммуникативная,
игровая,
чтение,
трудовая,
образовательная.
|
На примере малых фольклорных форм показывать пример безопасного поведения человека, усваивать с детьми знания о способах заботы о себе и об окружающем мире:
- чтение, обсуждение пословиц и поговорок, в них ярко и в лаконичной форме передаются знания без особого напряжения, и эти знания, опыт народа осваиваются прочно, на всю жизнь. (Береги нос в большой мороз. Десять раз примерь, один раз отрежь. Лук семь недугов лечит. Беда вымучит, беда и выучит и т.д.)
- инсценировка потешек «Пошел котик на торжок», «Пошла Дуня из ворот», «Проснулась Ульяна», «Иван, Иван, вырывай бурьян».
- чтение прибауток (маленькие сказки в стихах): «Кошкин дом», «Как на тоненький ледок».
|
Коммуникация
|
Коммуникативная,
трудовая,
творческая,
игровая.
|
Показ презентации сказки «Теремок».
Выразительное интонационное чтение детям сказки «Теремок».
Настольный театр при совместном участии детей и взрослого «Теремок».
Учить детей имитировать и подражать героям сказки «Теремок».
|
Социализация
|
Познавательная,
игровая,
трудовая,
творческая.
|
Театрализованная игра. «Сорока, сорока!»,«Тили— бом! Тили — бом!», «Еду к бабе, еду к деду!», «Как у нашего кота..», «Сидит белка на тележке...», «Кисонька-Мурысонька», «Травка-Муравка», «Тень-тень, потетень...», «Дождик-дождик, пуще...», «Божья Коровка...», «Радуга-дуга...», «Жили у бабуси...».
Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в русские народные подвижные игры с простым содержанием. «Заинька», «Овцы и волк», «У медведя во бору», «Утёна», «Зайцы и лиса», «Поймай комара».
|
Музыка
|
Коммуникативная,
музыкальная.
|
Слушать русские народные мелодии, выполнять под их звучание простые танцевальные движения: хороводный шаг, пружинка, выставление ноги на пятку, кружение, притопы. « Из- под дуба», « Как у наших у ворот», «Пойду ль выйду ль я», «Ах ты береза, « Я на горку шла», « Я рассею свое горе». «Ах вы, сени», «Как под яблонькой».
Знакомство с народными песнями различных жанров: колыбельной, потешкой, прибауткой; учить эмоционально отзываться на них. Учить детей различать характер мелодий: лирический, шуточный, плясовой. Учить подпевать повторяющиеся мотивы, правильно интонировать в пределах терции: «Баю-баю», «Ладушки» . «Частушки».
Знакомить с народными музыкальными инструментами - бубен, погремушка, дудочка, хохломские ложки, гармошка. Учить способам извлечения звука на инструментах. Играть в оркестре, выполняя движения по тексту песни.
Играть с детьми в народные подвижные хороводные игры, которые формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры: « Ходит Ваня», « Заинька», «Кто у нас хороший»
|
Итог проекта: Проживая в России, на территории уникальной народной культуры, мы не только не знаем её, но и мало знаем о ней. В ходе реализации проекта дети получили знания о достижениях русской народной культуры, приобрели знания о богатстве и разнообразии её. Дети знают и применяют в режимных моментах потешки, поговорки, считалки. Детям нравится играть в народные игры. Они знают русские народные инструменты: бубен, ложки, дудочку, им нравится играть в оркестре. Дети активно участвуют в хороводах, любят слушать сказки.
Фольклорный праздник во второй младшей группе «Сказочный теремок».
Сценарий сказки-драматизации с авторскими элементами «Теремок» в 1 младшей группе музыкального руководителя МБДОУ Д/С К/В №120 г. Челябинска Деминой Марины Ивановны.
Цель праздника:
- создать радостное веселое настроение, вызвать интерес и радость детей и их родителей от активного и обоюдного участия в ходе праздника.
- продолжить знакомство малышей с русским народным творчеством приобщать к национальной культуре.
- вызвать эмоциональную отзывчивость на русские народные песни, пляски, игры;
- развивать умение инсценировать и драматизировать
- воспитывать дружбу, товарищество, умение действовать согласованно.
Задачи:
- формировать умение детей двигаться, выполнять танцевальные движения с предметами.
- развивать чувство ритма посредством двигательных упражнений, мелкую моторику кистей рук, игры на ложках.
- развивать умение выразительно отображать домашних животных в движении.
Материал:
- СD диск с русской народной музыкой.
- ширма «Русская изба».
- хохломской столик и принадлежности с хохломской росписью (ложки, чугунок, тарелки, самовар с бубликами).
- костюмы и шапочки: мышка, лягушка, заяц, петушок, лисичка, медведь.
- русский народный костюм для сказочницы.
- угощение для детей (баранки).
Репертуар:
-Загадки
-Хоровод «Теремок»
-Оркестр ложкарей «Хохломские ложки»
- подвижная игра «Зайка»
- «Частушка лисы»
-Фонограммы русских народных песен для звукового сопровождения сказки: «Ах вы, сени», «Теремок», «Как у наших у ворот», «Как под яблонькой».
Предварительная работа:
1. Беседа о русских народных традициях и обычаях.
2. Отгадывание загадок о животных.
3. Чтение русской народной сказки «Теремок» и беседа по ее содержанию.
4. Презентация сказки «Теремок».
5. Просмотр мультфильма «Теремок».
6. Имитирование и подражание героям сказки.
7. Пение песенок под музыкальное сопровождение.
8. Показ настольного театра «Теремок».
9. НОД лепка героев сказки «Теремок».
10. НОД рисование героев сказки «Теремок».
Праздник «Сказочный теремок».
Зал празднично украшен. «Русская изба» за занавесом. Дети и родители сидят на стульях. Звучит русская народная мелодия «Ах вы, сени, мои сени». В русском национальном костюме выходит воспитатель – ведущая - сказочница.
Сказочница: Здравствуйте, рада всех видеть, давайте знакомиться, я – сказочница и очень люблю рассказывать сказки. Издавна люди сочиняли сказки и рассказывали их своим детям и внукам. Так они передавались, а со временем забывалось, кто сочинял их, поэтому сказки стали называться народными. В гости к русской народной сказке я приглашаю вас сегодня.
Открывается занавес.
Сказочница: Есть на свете чудный терем!
Терем, терем, покружись,
Ну-ка, терем, становись,
К лесу задом, к нам лицом
И окошком, и крыльцом!
Хорош теремок, не мал, не высок,
Посреди лужка стоит.
Кто-то к теремку бежит…
Загадаю вам загадки:
1.Белый по белому
Написал белым,
Рыжая пройдёт,
Белого найдёт. (заяц и лиса)
2.Серенький шарик под полом шарит. (мышка)
3.По земле скачет, по воде плывет. (лягушка)
4.Неуклюжий он, лохматый
Спит зимою он, ребята.
Может громко он реветь
Потому что он –…. (медведь)
Сказочница достаёт шапочки героев загадок и предлагает родителям и детям поиграть всем вместе в хороводную игру «Теремок». Все берутся за руки, образуя круг. Участники идут по кругу, поют песню «Теремок», а герои песенки характерными движениями выходят, имитируют стук в дверь и приплясывают под аплодисменты.
Хоровод «Теремок».
Сказочница: А теперь я предлагаю ребятам стать артистами и поиграть в сказку «Теремок».
Звучит русская народная мелодия «Как у наших у ворот».
Сказочница:
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок, не высок-
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Вдруг по полю мышка бежит.
У дверей остановилась и стучит… (музыка)
Мышка:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Сказочница:
Никто не отзывается.
Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.
Подметает Мышка пол,
Накрывает Мышка стол.
Подметает Мышка пол,
Накрывает Мышка стол.
Но не с кем петь и танцевать
В гости бы кого позвать.
Тут мышата прибежали
Дружно в ложечки стучали.
Оркестр ложкарей:
Хохломские ложки на музыку р. н. п. «Я на горку шла».
В ложки бей, бей, бей,
Ложкой бей веселей.
Спинкой ложечки ударь
Да ещё сильней.
Ложки вверх подними
И ударь раз два три
Спинкой ложечки ударь
И опять опусти.
Сядь на корточки
И по полу постучи.
Раз два. Раз-два
Подниматься пора.
Тихо стукнем о живот
Ложка песню не поёт.
Что-то шепчет ложка
Слышен звук немножко.
В ложки бей, бей, бей,
Ложкой бей веселей!
А теперь поклонись
И гостям улыбнись.
Сказочница: Забежали мышата в теремок и стали там жить поживать.
Прискакали к терему лягушки-квакушки… (музыка)
Лягушки:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка:
Мы мышки норушки, а вы кто?
Лягушка:
А мы лягушки – квакушки, пустите к себе жить.
Сказочница:
Забежали лягушки-квакушки в теремок и стали жить в нем вместе с мышатами!
Бежали мимо зайчики (подбегают к теремку под музыку)
Зайчик:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Мышки:
Мы мышки-норушки
Лягушки:
Мы лягушки-квакушки. А вы кто?
Заяц:
А мы зайки – побегайки.
Сказочница: Любят зайки поскакать,
Приглашают всех играть.
Сказочница проводит игру «Зайка» (движения по тексту)
Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит,
Вот так, вот так
он ушами шевелит
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки нагреть
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Скок, скок, скок, скок
Надо зайке поскакать
Кто-то зайку испугал
Зайка прыг и убежал.
Сказочница: забежали зайчата в теремок, и стали они жить в нем все вместе.
Идёт к теремочку лисичка сестричка…(музыка)
Лиса:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Мышки:
Мы мышки-норушки
Лягушки:
Мы лягушки-квакушки. А вы кто?
Зайцы:
А мы зайки – побегайки.
Лиса: А я лиса, умею частушки петь!
(поет) А я лисонька, лиса
Очень хитрые глаза,
Рыжим хвостиком мету,
Поесть курочек люблю.
Сказочница:
Вот и лисичка-сестричка поселилась в теремочке.
До чего же всем зверюшкам весело (кто песни поёт, кто пироги печет, кто пол подметает). Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок и заревел:
Медведь: Кто в тереме живёт?
— Мы мышки–норушки.
— Мы, лягушки–квакушки.
— Мы, зайки–побегайки.
— Я, лисичка–сестричка. А ты кто?
— А я медведь косолапый.
Сказочница: Полез медведь в теремок. Лез–лез, лез–лез, затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.Еле–еле успели из него выскочить: мышки, лягушки, зайки, лисичка — все целы и невредимы.Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили! (звучит р. н. п. «Как под яблонькой»):
Дети строят домик из модулей, а родители им помогают.
Сказочница: в народе есть такая пословица: «Кто умеет трудиться, тот умеет и веселиться, а славится народ гостеприимством, да угощением знатным.
Поглядите-ка — баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи —
Все румяны, горячи.
Поглядите-ка — баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи —
Все румяны, горячи.
Сказочница угощает детей баранками. А на прощание говорит:
- Пусть изобилие не покидает этот дом. Живите долго с миром! (Уходит).
Литература:
1. Зарецкая Н. В.Календарные музыкальные праздники для детей раннего и младшего возраста. Пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис-Пресс, 2007
2. Зимина А. Н. Народные игры с пением. М., 1998.
3. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. ТЦ «Сфера», М., 2007.
4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1986.
5. Музыка и движение упражнения, игры и пляски для детей. Вып. 2, 3. /Автор составитель С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. / М., 1981.
6. Науменко Г. М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе». М.: Линка-Пресс, 2000.
7. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: Мозайка - Синтез, 2010.
8. Учите детей петь. Вып. 2, 3./ Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина/, М., 1988.
Консультация для воспитателей
Музыкальный фольклор - как средство развития
творческих способностей дошкольников.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - не в экономических реформах, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Каждый жанр русского народного творчества - кладезь народной мудрости. И в каждом - огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.
Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны - именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.
Нас, как музыкальных руководителей, больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых .
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений. Ребёнок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал, оно входит в его плоть и кровь.
С русскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки». «Зайка», «Солнышко», «Сорока - сорока» и т. д
Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических чувств ребенка. Известна особая впечатлительность детей, их готовность к сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста как наиболее склонных к игровому самовыражению.
Особое место занимает «материнская поэзия»: колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких - все это прекрасный материал, используемый нами на музыкальных занятиях для развития детей, начиная с ясельной группы, когда оторванность от родной мамы, отца в связи с поступлением в детский сад становятся для ребенка настоящим стрессом. В это время колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания «Ай баюшки-баиньки, прискакали заиньки…». Они для детей, в возрасте от года до трёх лет, просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка.
Работая с малышами над музыкально - ритмическими движениями мы постоянно обращаемся к русским народным мелодиям: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я выйду ль я», «Ах ты, берёза», «Коробейники». Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д.
Все эти малые жанры фольклора детьми младших группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое.
В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп, мы часто использую другие фольклорные жанры - песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. - все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклички, масленичные, , жатвенные, свадебные песни и т. д.).
В своей работе мы часто используем многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр: «Млада», «Посею лебеду на берегу», «Ой, вставала я ронёшенько» и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь.
Обучение детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. Этот синтез осуществляется за счет участия в данной деятельности воспитателей ДОУ (проведения интегрированных занятий на которых дети погружаются в мир сказок, народного эпоса).
Результатом нашей деятельности, как музыкального руководителя, является проведение календарных и фольклорных праздников в различных группах. Стало доброй традицией проводить в нашем детском саду такие праздники как: «Святки», «Масленица». Интересно проходят «Рождественские святки», где дети старших групп ходят «в гости» к детям младшего возраста с песнями, закличками, колядками. Праздник масленица проводим на улице с традиционным угощением блинами и чаем. Весенние праздники продолжают «Сороки» (прилёт птиц), «Встреча Весны», «Благовещенье», «Вербное воскресение». Не остаются без внимания и летние праздники: «В гости к берёзке» (Троица) и праздник Ивана Купала.
Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию.
Основываясь на нашем опыте, можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.
9 ноября 2017г.
Благодарность вам, педагоги!..
Прошли осенние праздники в нашем детском саду. Хочется поблагодарить наших педагогов за подготовку детей к праздникам.
страны великой поколение?
В ком пыл дерзаний не остыл?
Кто ежедневные боренья
За человека в честь возвёл,
Здоровье тратя ежечасно?
Над кем сияет ореол?
Кто выглядит всегда прекрасно?
Конечно !Воспитатель! Да!
Гуманный, мудрый и спокойный,
На страже совести всегда,
Красивый, строгий и достойный!
И в этот светлый час
Дарю вам комплименты.
Пускай всегда для нас
Звучат аплодисменты!
Спасибо Татьяне Васильевне, Наталье Фаритовне, Татьяне Михайловне, Татьяне Карловне, Наталье Сергеевне, Розе Раильевне.
Особенное "спасибо" Евгении Николаевне (логопед групп№3 и №6) и Розе Раильевне (воспитатель группы №4), которые приходили на праздник к ребятам в образе "обаятельной госпожи Осени". Спасибо Татьяне Михайловне (воспитатель группы№3) за добрую, но коварную "Бабу-Ягу".
30 Октября 2017года.
Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Наблюдение и анализ музыкального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях указывают на недостатки процесса взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя, в том числе на его стихийность, нерегламентированность и неуправляемость. Воспитатели, находясь в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивны в осуществлении музыкального воспитания и обучения дошкольников.
Музыкальные занятия, проводи мы два раза в неделю, и несколько праздничных утренников в течение года не могут удовлетворить потребность детей в музыке, музыкальном развитии. Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект- субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений. Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя должно основываться на следующих принципах: - принцип диалогизации. Связан с преобразованием «суперпозиции» музыкального руководителя и «субпозиции» воспитателя в вопросах музыкального развития дошкольников в личностно-равноправную позицию сотрудничающих субъектов. - принцип индивидуализации. В его основе лежит использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определенных видов деятельности. Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности. Музыкальный руководитель - это специалист, который имеет музыкальное образование, предполагающее наличие профессиональных и творческих умений, главные из которых исполнительская и словесная интерпретация музыки (О.П. Радынова). Профессионализм музыкального руководителя немыслим без постоянного поддержания уровня своего исполнительского мастерства и его совершенствования. Этот уровень во многом определяет степень восприятия детьми музыкальных произведений. Воспитатель должен уметь исполнять несложные детские песни, выполнять музыкально-ритмические движения, играть на детских музыкальных инструментах (металлофон, бубен, трещотка, дудочка), организовывать музыкально-дидактические игры. Музыкальный руководитель и воспитатель, дополняя усилия друг друга, создают тот эффект, который возникает при кооперации труда. - принцип проблематизации. Имеющий специальное образование музыкант не учит воспитателя - он актуализирует, стимулирует его музыкальные возможности. Чтобы реализовать принцип взаимодействия «воспитатель - музыкальный руководитель», необходимо понимание обеими сторонами такой важной функции педагогической деятельности воспитателя, как обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса. Основанием для этого должна служить готовность воспитателя к музыкальному развитию дошкольников, воспринимаемая им как важный элемент его профессиональной готовности к воспитанию детей. Сравним две ситуации. Музыкальный руководитель работает вместе с воспитателем, имеющим твердые навыки элементарного музыкального исполнительства пение детских песен, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и знающим наиболее известные музыкально- дидактические игры. В этой ситуации музыкальному руководителю нужно не учить воспитателя, а лишь актуализировать его музыкальный опыт, стимулировать его возможности, задать вектор его движения по музыкальному развитию детей. А если музыкант-педагог выстраивает взаимодействие с воспитателем, не имеющим вышеперечисленных навыков? Понятно, что за короткое время, отведенное на консультации, невозможно научить воспитателя чисто интонировать мелодии детских песен, проводить музыкально-дидактические игры для развития музыкального слуха. Слабая музыкальная подготовка такого воспитателя является одной из причин того, что музыкальный руководитель, как правило, даже не консультирует своего коллегу и не проявляет заинтересованности в его присутствии на занятии. Большинство музыкантов-педагогов заявляют, что им «проще все сделать самим», а «воспитатель на занятии если и нужен, то только для поддержания дисциплины». Особо следует сказать о тех детских садах, где нет музыкального руководителя: воспитатели воспринимают подобное положение вещей как негативное, но в основном из-за «отсутствия у детей настоящих праздников, с музыкой». Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами, направленными на сопоставление их представлений и формирование общего смысла деятельности, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. Это весьма важное обстоятельство, которое определяется следующим. Воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, учитывая мнение психолога, зная особенности семейного воспитания детей, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Музыкальный руководитель как носитель специализированных знаний и способностей ставит специализированные цели. По мнению Н.Я. Михайленко, сочетание общеразвивающих и специализированных целей может происходить двумя способами. Первый способ - сложение программ общеразвивающего и специализированного (музыкального) типа на уровне организации педагогического процесса. В этом случае цели музыкального развития будут выступать как внешне дополнительные по отношению к общеразвивающим. Именно такой путь сейчас преобладает в дошкольном образовании. Но более эффективен другой способ -такое планирование, при котором специальные (музыкальные) цели развития включаются в общеразвивающую программу, пронизывают ее, а средства их реализации одновременно служат и целям общего развития ребенка. Так, например, задача формирования этических представлений на примерах музыкальной литературы (инструментальные произведения на тему природы, песни о родном крае, материнской ласке, дружбе) должна быть в программе нравственного воспитания дошкольников. Задача развития певческих, музыкально-ритмических навыков может быть включена в программу не только художественно-эстетического, но и физического воспитания, поскольку пение, по мнению врачей, лучшая дыхательная гимнастика, а выполнение музыкально-ритмических движений подразумевает воспитание физических качеств, выработку правильной осанки. Задачи развития внимания, восприятия, памяти, воображения, а также умения сравнивать, анализировать, обобщать в процессе музыкальной деятельности, безусловно, должны вписываться в программу умственного воспитания детей. Развитие творческих способностей в музыкально-художественной деятельности, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства -основа программы художественно-эстетического воспитания. В результате осознания тесной взаимосвязи задач музыкального и общего развития ребенка появляется понимание взаимосвязи деятельности воспитателя и музыкального руководителя. Еще одной формой непосредственного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя является включение целостной программы в «блоки педагогического процесса» (по Н.Я. Михайленко), а также координация - распределение между собой обязанностей по воплощению этой программы, определение своих зон деятельности. 1. Блок – специально организованного обучения в форме занятий Музыкальное занятие - важная форма организации музыкальной деятельности дошкольников. Большинство музыкальных руководителей признаются: наиболее распространенными видами деятельности на занятии являются пение, музыкально- ритмические движения и инсценировки, т.е. те виды, которые могут впоследствии быть представлены на праздничном утреннике. А такие крайне необходимые для музыкального воспитания виды, как слушание-восприятие музыкальных произведений, музыкально- образовательная деятельность, приобщение к игре на инструментах, к сожалению, не всегда есть в детских садах. Это общеизвестно. Музыкальные руководители объясняют сложившуюся ситуацию тем, что музыкальным воспитанием занимаются только они, а значит, испытывают нехватку времени. При совместном планировании и распределении функций и зон деятельности педагогам необходимо уделять особое внимание ведущему виду музыкальной деятельности - слушанию-восприятию музыки. 2. Блок – совместной деятельности педагогов с детьми Работа в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Вовлекает детей в музыкальную деятельность воспитатель или музыкальный руководитель, активность детей может стать результатом подключения педагогов к уже возникшей деятельности. Блок совместной деятельности педагогов с детьми включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности: слушание музыкального произведения с дальнейшей беседой о нем, пение, музыкально-ритмические игры, приобщение к игре на музыкальных инструментах. Целесообразно строить совместную деятельность с «открытым окончанием», т.е. так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно. Например, начатая с взрослыми музыкальная игра может быть продолжена детьми, для чего необходимо создать предметную среду (музыкально-дидактические пособия, инструменты). 3. Блок – свободной самостоятельной деятельности детей Ребенок сам выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам, обеспечивающую возможности для саморазвития. В рамках этого блока развивается творческая активность детей в разных видах деятельности, в том числе в музыкальной. Задача воспитателя и музыкального руководителя - создать такую предметную среду, которая обеспечивает ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это музыкальные инструменты, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании продолжать то, что они делают на занятиях и в свободной совместной деятельности с педагогами. Педагоги должны предоставлять детям возможность действовать как вместе со сверстниками, так и индивидуально. В этом блоке музыкальный руководитель занимается в основном вопросами организации предметной среды. Воспитатель подключается к деятельности детей в случаях возникновения ситуаций, требующих его вмешательства. На заключительном этапе профессионального взаимодействия проводится анализ деятельности, ее положительных моментов и недостатков, которые при следующем планировании принимаются во внимание. На этом этапе педагогического взаимодействия можно использовать психологические семинары-тренинги (Л. Григорович, В. Петровский), творческие семинары-симпозиумы с анализом видеозаписи занятий (Н.Я. Михайленко, Е.П. Ухабина).
Спасибо, Марина Ивановна, за заботу о воспитателях. С Вами приятно и легко работать. Мы с вами воспитываем будущее поколение России!!!!!!!!!!! Здоровья Вам, удачи и благополучия!!!!
ОтветитьУдалить